Направления деятельности

ГК «Росатом» является глобальной компанией, которая оперирует на международном рынке, и развитие сервисного бизнеса за рубежом приобретает все большую важность.

  • figureЦель компании

    Становление АО «Русатом Сервис» как универсальной компании предоставляющей сервисные услуги на всех стадиях жизненного цикла АЭС.

  • figureМиссия компании

    Надежное, качественное и эффективное предоставление сервисного предложения в атомной отрасли.

Наши акционеры

  • img
  • img
  • img
  • img

Поставка оборудования и ЗИП

A9R1C57.jpg

В настоящее время АО «Русатом Сервис» выполняются поставки оборудования и ЗИП для семи АЭС — расположенных в Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Армении и Китае.

Услуга поставки ЗИП и оборудования включает полный набор работ: контроль за изготовлением, организация приемки вместе с представителями заказчика, получение необходимых лицензий, таможенное оформление, доставка заказчику. Данная работа выполняется совместно с подразделениями «Концерна Росэнергоатом» в части согласования стратегии категорийного управления, начальной максимальной цены, программы закупок и подразделениями ГК Росатом в части согласования проектов-контрактов по внешнеэкономической деятельности.

Одними из основных заказчиков «Русатом Сервис» является АЭС «Тяньвань» (поставка оборудования и ЗИП в рамках программы по модернизации энергоблоков № 1 и 2) и Армянская АЭС (поставка оборудования и ЗИП в рамках программы по продлению срока эксплуатации энергоблока № 2). Ведутся переговоры с АЭС «Куданкулам» (Индия), где завершаются работы по вводу в промышленную эксплуатацию энергоблока № 1. Осуществляются предконтрактные работы по поставке ЗИП и оборудования на АЭС «Бушер» (Иран), где успешно эксплуатируется энергоблок № 1.

 Вместе мы сила

В недавнем прошлом отношения с заказчиком выстраивались следующим образом: перед сдачей энергоблока в промышленную эксплуатацию, заказчику поставлялся ЗИП на период от трех до пяти лет, и затем взаимодействие продолжалось лишь в случае, если возникало соответствующее обращение от заказчика. Такой подход не позволял выстраивать работу на системном уровне, приводил к утрате тесных связей с заказчиком. Поскольку ГК «Росатом» предпринимает усилия по расширению поставок ЗИП и оборудования на зарубежные АЭС, в настоящее время осуществляется переход к формированию сервисных контрактов уже при подписании основного контракта на сооружение АЭС. Сервисный контракт в обязательном порядке включает в себя, в том числе, услуги по поставке оборудования и ЗИП. Договор, как правило, заключается на 10 лет, и имеет перспективу продления на весь период жизненного цикла АЭС. При этом следует учитывать, что в настоящее время АЭС предпочитают получать не одну лишь услугу поставки оборудования и ЗИП, а комплекс работ под ключ, включающий обследование, проектные работы, демонтаж и монтаж оборудования, и т.п.

Наиболее перспективный рынок для услуг по поставке оборудования и ЗИП — это обслуживание АЭС отечественного дизайна. Возможности оказания услуг для АЭС западного дизайна ограничены, поскольку в этом случае сложнее продемонстрировать свои явные преимущества перед поставщиками, для которых зарубежные рынки являются «домашними». Тем не менее, задача по выходу с услугой поставок ЗИП и оборудования на АЭС западного дизайна формулируется как поставка отдельных единиц оборудования, с набором дополнительных услуг. Для этого компанией «Русатом Сервис» заключен ряд соглашений о сотрудничестве с ведущими зарубежными компаниями - изготовителями оборудования.

Информационная поддержка

На европейском рынке, в регионах работы АЭС советского дизайна, сложился круг местных предприятий-поставщиков услуг для АЭС Болгарии, Чехии, Словакии и Венгрии. Местные предприятия хорошо знают законодательство страны, требования конкурсных процедур при закупках оборудования, владеют информацией о потребностях АЭС. Эффективный выход на эти рынки возможен лишь при условии активного сотрудничества с такими компаниями. Взаимодействие развивается в форме создания совместных предприятий; возможна также покупка части местной компании, создание совместного предприятия или торгового дома. Такое взаимодействие позволяет достичь синергетического эффекта: наша сильная сторона — знание возможностей российских предприятий, на которых изготавливается оборудование; сильная сторона зарубежных партнеров — знание местного рынка. Также мы можем рассматривать взаимодействие с предприятиями, которые осуществляют поставки ЗИП на площадки: мы можем достичь договоренностей, что с нашей стороны обеспечивается комфортный вход на российский рынок — при условии, что наши предприятия входят на рынок западных стран. При этом наши европейские партнеры понимают, что большой объем строительства энергоблоков как в России, так и за рубежом, и обязательства по их сервисному обслуживанию позволяют войти на очень стабильный рынок с весьма значительным оборотом.

Поверх барьеров

Одна из проблем взаимодействия с заказчиками — языковой барьер. Сложность работы в европейских странах состоит в том, что согласно законодательству Евросоюза конкурсная документация должна быть подготовлена на государственном языке страны-заказчика. Чтобы отслеживать предложения на участие в конкурсах, необходимо оперативно изучать и выполнять переводы большого объема документации, которая составлена на национальном языке. В случае нашего интереса к участию в конкурсе необходимо сформировать и грамотно перевести заявку. В том случае, если конкурс выигран, контракт заключается на государственном и русском языках (основным при этом является язык государства-заказчика). Данная особенность характерна для стран Европы; с такими странами как Китай, Иран, Индия и т.п., а также со странами-новичками, взаимодействие и переговоры осуществляются на английском языке и не представляют сложности. Английский язык удобен тем, что в нем присутствует большое количество общепринятой международной терминологии; это позволяет корректно изложить суть вопросов, которые представляются в контракте.
При поставке оборудования на АЭС российского дизайна возможна поставка оборудования как российского, так и зарубежного производства, удовлетворяющего техническим характеристикам, указанным в документации заказчика. Что касается ЗИП, данные позиции, как правило, изготавливаются на предприятиях - изготовителях оборудования и выбор из альтернативных вариантов возможен лишь в случае, если осуществляется локализация изготовления ЗИП по имеющейся документации, либо по документации разработанной по результатам натурных замеров.
Так, процедура локализации изготовления основных позиций ЗИП импортного оборудования реализована в Иране: в силу определенных причин было принято решение, для гарантированного обеспечения работы АЭС локализовать изготовление ЗИП на ряде российских предприятий.

Запас рук не тянет

Поскольку АЭС являются предприятиями непрерывного цикла, должно быть предусмотрено достаточное количество запчастей и оборудования, необходимое для эксплуатации, проведения плановых ремонтов и работ по модернизации и реконструкции. Исходя из потребностей, перечни ЗИП и оборудования формируются непосредственно на АЭС.

Очень важно компании «Русатом Сервис» установить тесное сотрудничество с АЭС в части совместного формирования перечня ЗИП и оборудования, и восполнения данного перечня. АЭС должны даваться рекомендации по минимально достаточному запасу запчастей и оборудования, которое должно находиться на площадке АЭС с учетом рекомендаций предприятий - изготовителей. Целесообразно в данной работе учитывать наработанный опыт Концерна Росэнергоатом в части разработки единого перечня ЗИП и оборудования, и методологии оптимального рассредоточения данного оборудования и ЗИП по площадкам АЭС с целью обеспечения их доступности.
Данное сотрудничество легче будет организовать с АЭС в Иране, Индии, Бангладеш. Это связано с тем, что у данных станций не большой опыт эксплуатации и не отработана до конца методология формирования и управления потребностями в ЗИП и оборудовании.

Также АЭС необходимо иметь страховой запас позиций, которые требуют длительного времени на изготовление — отсутствие данных позиций может привести к длительному простою энергоблока и значительным убыткам. 

Целесообразно проработать вопрос создания межгосударственного страхового запаса необходимого оборудования: единицы хранения из этого фонда в случае необходимости можно будет оперативно доставить и использовать на АЭС в любой точке мира (в первую очередь для АЭС расположенных в Азии и Африке). Совместное хранение ЗИП позволит минимизировать затраты станций на запасы в общей доле. Условно говоря, АЭС нескольких стран могут согласовать состав своих закупок: одни приобретают ЗИП для парогенератора, другие — для ГЦН, третьи — для реактора. Такой подход дает возможность создания межнациональных страховых запасов, и позволяет оптимизировать затраты каждой станции.

Из пункта А в пункт Б

В зависимости от характеристик груза, организуется оптимальная схема его доставки до площадки АЭС. Небольшой по объему ЗИП и оборудование поставляется различными видами транспорта с учетом специфики расположения АЭС и срочности поставки с применением стандартных упаковок.
Для европейских стран характерна высокая степень развития различных транспортных маршрутов и компания «Русатом Сервис» не испытывает проблем с доставкой. Формируя детальное техническое задание, где описаны весогабаритные характеристики, маршрут и сроки, Русатом Сервис получает достаточное количество предложений от транспортных компаний по доставке.

При этом перед отгрузкой оборудования негабаритного и тяжеловесного необходима проработка оптимального транспортного маршрута с выполнением, в случае необходимости дополнительных работ (выполнение дополнительных скруглений автомобильных дорог, усиление опор мостов и т.д.). Так, доставка статора генератора весом 385т на АЭС «Козлодуй» (Болгария) осуществлялась по следующему маршруту: транспортировка изделия с завода-изготовителя до порта Санкт-Петербург; перегрузка на судно и доставка до порта Ротердам; перегрузка на баржу и доставка до причала АЭС «Козлодуй»; перегрузка на специальный автомобильный трейлер и доставка до АЭС «Козлодуй».
В настоящее время прорабатывается вопрос поставки оборудования для продления срока эксплуатации энергоблока № 2 Армянской АЭС, в том числе негабаритного и тяжеловесного. Предварительно проработаны два основных маршрута — для габаритных и негабаритных (тяжеловесных) грузов. Так для габаритных грузов проработан автомобильный маршрут: завод изготовитель – порт Кавказ; паромом из порта Кавказ до порта Поти; от порта Поти до Армянской АЭС. Для негабаритных (тяжеловесных) грузов проработан железнодорожный маршрут: завод изготовитель – ж.д. станция Азов - ж.д. станция Поти (паромом) – ж.д. станция Аршалуйс – Армянская АЭС.
Прорабатываются и другие способы доставки, в том числе с использованием воздушного транспорта, с этой целью выполнен анализ тарифов на доставку груза весом до 200 т. Данный способ рассматривается при необходимости срочной доставки оборудования на Армянскую АЭС. В целом, сложность поставки негабаритных грузов авиационным транспортом состоит в дефиците подобных услуг — под перевозку тяжелых и негабаритных грузов приспособлены лишь небольшое количество воздушных судов, и график их полётов расписан по времени. В случае необходимости срочной поставки необходимо заблаговременно заказывать данную услугу, для исключения оплаты высокого тарифа.

Итак...

АО «Русатом Сервис» в настоящее время выполняет и расширяет услуги по поставке ЗИП и оборудования на площадки АЭС российского дизайна и готово масштабировать эту деятельность в глобальном пространстве действия российской атомной отрасли.

РЭА. Ежемесячный журнал атомной энергетики России /#7. Статья "Поставка оборудования и ЗИП".