Направления деятельности

ГК «Росатом» является глобальной компанией, которая оперирует на международном рынке, и развитие сервисного бизнеса за рубежом приобретает все большую важность.

  • figureЦель компании

    Становление АО «Русатом Сервис» как универсальной компании предоставляющей сервисные услуги на всех стадиях жизненного цикла АЭС.

  • figureМиссия компании

    Надежное, качественное и эффективное предоставление сервисного предложения в атомной отрасли.

Наши акционеры

  • img
  • img
  • img
  • img

Технический консалтинг

A9R1C5D.jpg

Решение о формировании современной коммуникационной площадки, обеспечивающей удобный формат взаимодействия с клиентом при предоставлении ему услуг технического консалтинга, было принято на уровне руководителей высшего звена ГК «Росатом». В настоящее время в компании «Русатом Сервис» сформирована концепция и инициирован пилотный проект по разработкеИТ-продукта Nuclear Assistant (Атомный помощник) — интернет-площадка и комплексная методология взаимодействия российских предприятий атомной отрасли и клиентов (зарубежных эксплуатирующих организаций и организаций, участвующих в процессе обслуживания и эксплуатации) при оказании услуг технического консалтинга. Продукт призван обеспечить техническую поддержку на всем жизненном цикле от ввода станции в эксплуатацию до вывода из эксплуатации.

Основные проблемы, возникающие в части получения технической поддержки, могут быть условно разделены на три основных блока: доступность и управление поддержкой; ценообразование; сроки оказания поддержки. 

Что касается первой группы проблем, доступность и управление поддержкой, в текущей ситуации заказчику необходимо заключать отдельные контракты с каждой отраслевой компанией (их число исчисляется десятками) на техническую поддержку. У заказчика не всегда есть понимание, к кому обратиться с проблемой, поскольку не всегда это легко определить по типу оборудования. Зачастую возникающие проблемы требуют привлечения нескольких компаний и интеграции результата технической поддержки. Актуален вопрос преемственности обязательств, передачи экспертизы от этапов технического проекта и строительства станции, к этапам эксплуатации.
Вопрос стоимости вытекает из первого: поддержание множества контрактов и соответствующих коммуникаций - административная нагрузка на персонал. Кроме того, сложно говорить о стоимости консультаций со стороны поставщика технологии; она может зависеть и от субъективных факторов, и от количества контрактов. Соответственно, заказчику сложно спланировать затраты. 

Наконец, еще одна проблема, важная для атомной отрасли - это сроки; следует понимать, что хотя АЭС планируется эксплуатировать несколько десятилетий, счет в принятии решений может идти на секунды. У каждого предприятия атомной отрасли своя «скорость реакции» на запрос (тогда как для оказания консалтинговой услуги необходимо подключить ряд организаций: проектировщика, изготовителя оборудования, представителей науки и т.п.). Подготовка ответа, консультирование, иногда поиск внешнего исполнителя вплоть до закупочной процедуры — всё это может неоправданно затянуть сроки ответа, и как минимум вызвать непонимание со стороны заказчика, привести к имиджевым потерям.

Концепция Nuclear Assistant позволяет в рамках одного контракта и «одного окна» консультировать зарубежных заказчиков по технической экспертизе всей отрасли, а не каждого предприятия в отдельности. «Русатом Сервис» заключает договора с предприятиями ГК «Росатом» и за пределами её контура, если их услуги регулярно нужны для эксплуатации зарубежных АЭС. Также заключаются договора с зарубежными АЭС российского дизайна. Nuclear Assistant — фактически «пользовательский интерфейс» оказания услуги. Взаимодействие выглядит следующим образом. На стороне клиента есть пользовательский интерфейс в сети Интернет; войдя через логин и пароль, можно ознакомиться со списком вопросов, отследить их статус, этапы рассмотрения, ответы. Интерфейс будущей системы будет мультиязычен, вопросы разделены логически по единицам оборудования, страница доступна с любого рабочего места, связанного с Интернет — в том числе в полевых условиях. К примеру, заказчик задает вопрос о повышенной температуре при работе ГЦН. При необходимости, незамедлительно задаются уточняющие вопросы: нарастает ли температура; каковы сопутствующие факторы. После анализа дается рекомендация: эксплуатировать можно, но в ремонтный период разобрать, проверить соответствующие узлы, сменить масло. При этом может быть направлена дополнительная ремонтная документация. Подобная консультация позволяет клиенту, не останавливая энергоблок, доработать до ремонта, в котором уже выполнить рекомендации главного конструктора (что позволяет быть уверенным и эксплуатанту, и национальному надзорному органу в правильности решения). Напомним, остановка энергоблока на один день — это упущенная выгода до 1 млн. долларов.

В настоящее время в рабочем порядке идет взаимодействие с клиентами, в ходе которого уточняется «постановка задачи» - требования к составу и содержанию самой услуги, и соответственно продукту Nuclear Assistant. У каждого клиента могут быть различные требования по «гарантированной» скорости ответа. Мы должны оценить эти требования, и проработать их с предприятиями ГК «Росатом» и нашими сторонними российскими партнерами, обеспечив скорость реакции. Что касается стоимости, мы планируем гибкий подход к тарификации, с учетом требований и специфики каждого нашего клиента, включив в круг источников консалтинговых услуг необходимое клиенту количество организаций отрасли, но определив глубину разумной проработки вопроса: следует понимать, что оперативно предоставляемые ответы на запросы не могут включать специальных глубоких проработок, расчетных методик и т. д.: в большей степени это будет рекомендация по решению проблемы. Ряд консультационных услуг может быть оказан на базе уже накопленных знаний, полученных на этапах проектирования и конструирования, сооружения, эксплуатации всех энергоблоков — где подобные вопросы уже решались. 

В то же время нестандартные вопросы, ситуации могут повлечь дополнительные работы, стоимость которых определяется в индивидуальном порядке, и оплачивается по отдельному договору. Если возникает «уникальная» проблема, требующая дополнительного анализа и расчетов, то объем работ будет озвучиваться в рекомендации на уровне базовой услуги Nuclear Assistant, с предложением источников информации, цены, сроков, параметров договора. Таким образом, Nuclear Assistant – это одновременно «энциклопедия» имеющегося опыта реализации и эксплуатации АЭС, и коммуникационный интерфейс для взаимодействия предприятий. При этом, принципиальная новация Nuclear Assistant – уход от традиционного формата технической поддержки, организованной через совокупность договоров, которые клиент ранее заключал с рядом необходимых организаций, и реализуемой в формате обмена «бумажными» письмами или их электронными аналогами. «Логистика» подобного процесса может быть затруднена и непонятна. На базе новой платформы будет определен требуемый уровень поддержки, сроки ответов; будет обеспечена прозрачность прохождения запроса, его проработки. Представители компании «Русатом Сервис» получат возможность определить нерациональные задержки как на стороне наших отраслевых предприятий, так и на стороне заказчика: например, неполноту исходных данных для ответа на вопрос, а также задержки на стороне исполнителей по ответам.

С одной стороны, Nuclear Assistant должен быть продуктом, доступным по цене; с другой стороны — следует учитывать широкий спектр вопросов от каждого клиента. Сроки решения вопросов будут регулироваться соглашением об уровне поддержки с клиентом. Предусматриваются и ситуации, когда необходима дистанционная аудио-видео поддержка в реальном масштабе времени, сбор специалистов определенных организаций по видеоконференцсвязи, консультирование в режиме онлайн. Таким образом в перспективе смогут решаться в том числе вопросы, связанные с управлением нестандартными ситуациями на АЭС, вплоть до использования возможностей «кризисного центра». 

Ряд вопросов будет сниматься усилиями технических специалистов АО «Русатом Сервис». В настоящее время компания уже проводит экспертизу и дает заключения по направлениям технического обслуживания и ремонта; имеется качественная экспертиза по поддержке эксплуатации. В состав компании интегрирована фирма «АтомТехЭкспорт», имеющая опыт поддержки эксплуатации зарубежных энергоблоков в Иране, обеспечивающая поддержку персонала зарубежного заказчика при эксплуатации АЭС. У обоих компаний присутствуют инжиниринговая и техническая компетенции, которые позволяют оказывать техническую поддержку по этим направлениям.

По мере формирования отраслевыми инжиниринговыми предприятиями таких информационных продуктов, как цифровая модель энергоблока, типовой каталог комплектующих и оборудования, «мульти-Д» формата технической документации и т.п., АО «Русатом Сервис» сможетм интегрировать их использование для оказания более детальных услуг по технической поддержке, управлению ресурсом энергоблока. 
Заказчик услуги Nuclear Assistant - это в первую очередь АЭС как эксплуатирующая организация. Также это национальные структуры, которые отвечают за безопасную работу атомной станции: надзорные органы, органы местной и государственной власти. Наконец, еще одна категория - сервисные, инжиниринговые компании, которые находятся в стране эксплуатации, но не имеют достаточной полноты информацию по атомной станции и им требуется консалтинг.  АО «Русатом Сервис» открыто абсолютно для всех потенциальных клиентов.

В настоящее время формируется база юридической поддержки, соглашения с основными отраслевыми компаниями, разрабатываются соглашения об уровне поддержки. В сентябре планируется подготовка IT-платформы. К концу 2016 года запланировано внедрение пилотного проекта, обкатка на практике. Опытная эксплуатация будет сопровождаться получением уточняющих требований от заказчиков, формированием требований, и работой с предприятиями. отрасли по привнесению этих требований в договоры. 

В качестве выводов...

Слова о «едином окне» последнее десятилетие произносятся (применительно к любому российскому сервису) так часто, что уже начали стираться подобно ходовой монете. Однако именно Nuclear Assistant – это возвращение первоначального смысла привычной для всех нас метафоре, и огромный шаг этой разработки в том, что интерфейс «Атомного помощника», который выглядит для клиента действительно как окно на экране компьютера, ноутбука, смартофона - распахнуто во весь мир.


РЭА. Ежемесячный журнал атомной энергетики России /#7. Статья "Технический консалтинг".