Направления деятельности

ГК «Росатом» является глобальной компанией, которая оперирует на международном рынке, и развитие сервисного бизнеса за рубежом приобретает все большую важность.

  • figureЦель компании

    Становление АО «Русатом Сервис» как универсальной компании предоставляющей сервисные услуги на всех стадиях жизненного цикла АЭС.

  • figureМиссия компании

    Надежное, качественное и эффективное предоставление сервисного предложения в атомной отрасли.

Наши акционеры

  • img
  • img
  • img
  • img

Обучение. Сеять разумное, доброе, безопасное

A9R1C5F.jpg

В период с 2015 по 2030 годы для качественного обучения персонала заказчика потребность в тренерах вырастет до 5 раз, а количество обучающихся в пиковые периоды будет составлять от 2 до 4 тысяч человек.  В ближайшее время будет повышаться потребность в обучение не только зарубежного персонала, но и российских специалистов. Будет расти спрос на квалифицированные кадры, знающие английский язык, лучшие мировые практики и международные стандарты, которые готовы и хотят развиваться вместе с атомной отраслью. 

Для координации усилий привлекаемых российских подрядчиков в рамках реализации долгосрочной стратегии развития международной деятельности ГК «Росатом» в 2011 году в качестве «единого окна» - интегратора общего сервисного предложения всех предприятий, входящих в периметр Госкорпорации «Росатом», создана компания АО «Русатом Сервис». Одна из задач компании - представление полного комплекса услуг по специальному обучению, повышению квалификации и стажировке персонала зарубежных компаний на предприятиях Госкорпорации «Росатом».
В объем предложения по обучению входит высшее ядерное образование, Обучение при формировании ядерной инфраструктуры, Эксплуатирующий персонал, Персонал ПНР и ремонтный, Дополнительное профессиональное образование, Создание системы подготовки персонала на площадке заказчика. 

В этом году принято решение создать проектный офис по планированию, продвижению и контрактации услуг по обучению/подготовке персонала категории «Персонал АЭС» в АО «Русатом Сервис». В настоящий момент уже согласована структура и штатное расписание и идет наполнение офиса квалифицированными кадрами. Русатом Сервис определен как «единое окно» по взаимодействию с зарубежным заказчиком и уполномоченными отраслевыми организациями из контура Госкорпорации «Росатом» по вопросам определения объемов, стоимости, финансовых и юридических условий контракта по подготовке персонала зарубежных АЭС. Кроме того, Русатом Сервис является организацией, ответственной за разработку и реализацию Проекта «Подготовка и комплектация персонала зарубежных АЭС», а проектный офис по обучению должен разработать саму программу для данного проекта. 

У вас пять неотвеченных вызовов

Каковы основные вызовы, стоящие перед Госкорпорацией и Концерном, в аспекте формирования услуги по обучению персонала? 

В настоящее время инозаказчик в большинстве случаев желает проходить обучение на английском либо национальном языке. Форма полученных специалистами дипломов должна соответствовать признанным международным стандартам как технического, так и бизнес-образования. Таким образом, вся совокупность эксплуатационного опыта Концерна должна быть «упакована» в соответствии с современными бизнес-требованиями. 

Новые требования предъявляются инструкторам – преподавателям. Инструктора должны быть готовы свободно перемещаться между учебно-тренировочными центрами российских и зарубежных АЭС туда, где возникает «час пик» в подготовке кадров. Они должны обладать знанием как минимум английского языка и профессиональными навыками лекционной, презентационной работы. 

Вместе мы сила

Необходимо объединить ресурсы всех предприятий, задействованных в подготовке специалистов зарубежных АЭС. Для предоставления полного пакета услуг создан Консорциум исполнителей работ по подготовке персонала Иностранного заказчика и Поставщика атомных станций. В него входят: АО «Концерн Росэнергоатом», НОУ ДПО ЦИПК, Атомтехэнерго, ВНИИАЭС. Члены Консорциума предлагают различные направления обучения. Росатом разработал 146 программ по обучению персонала для зарубежных проектов, которые полностью закрывают потребности заказчика в обучении персонала. 

На сегодняшний день уже реализован ряд проектов по обучению персонала АЭС «Тяньвань» (Китай) и АЭС «Бушер» (Иран). В частности, тренинг для топ-менеджмента АЭС «Бушер», первая программа которого завершилась в начале августа. Программа, включала в себя посещение российских предприятий атомной отрасли и поставщиков основного оборудования, кроме того, для иранских атомщиков было организовано обучение в НОУ ДПО ЦИПК и двухнедельная стажировка на Калининской АЭС .

Одной из задач Консорциума является перевод фактически сложившихся практик обучения в формат услуги, упакованной в соответствии с современными требованиями. Эта задача имеет целый ряд аспектов – начиная с подготовки необходимой инфраструктуры для обучения. Это наличие общежитий приемлемого уровня комфорта; создание мультимодальных (универсальных) тренажеров, способных имитировать разные блочные щиты управления. Программы обучения должны стать более сжатыми, приближенными к возможности восприятия обучаемыми, которые выросли вне рамок российского школьного и технического образования. 

На наш взгляд следует изменить оценку результатов обучения. В настоящее время существует следующее противоречие: учебно-тренировочные организации получают оплату за факт проведения курса, а не за фактический результат. Если специалист, прошедший курс, не может сдать профессиональный экзамен и получить лицензию, это не становится проблемой для тех, кто его учил. Необходимо снять это противоречие: учебные организации должны осознать свою «ответственность за результат»: и работать на то, чтобы специалист был способен сдать экзамен и получить лицензию. Именно с фактом получения лицензии должна быть связана оплата услуги по обучению. Сегодня требования даже наших давних партнеров – это обеспечить энергоблоки лицензированными работниками. Все учебные подразделения должны пересмотреть свою деятельность через призму экономики. Если оплачиваться станет результат (полученная лицензия), то появится заинтересованность работать над повышением эффективности учебного процесса, разрабатывать современные пособия, опираться на возможности мультимедийных и коммуникационных технологий, снижать себестоимость. Иное развитие должны получить технологии автоматизации учебного процесса, дистанционного обучения. Следует учесть и такой факт, что штат учебно-тренировочного подразделения зарубежной АЭС составляет 6-8 человек (против 70-80 в некоторых российских УТП); это супервайзеры, которые следят за процессами обучения, а сами услуги представляются аутсорсинговой компанией, провайдером услуги. 

Также требуется сформулировать понимание бизнес-задачи услуг по обучению – требования к провайдеру обучения, инфраструктуре. Необходимо определить «технологию» инвестирования в развитие учебно-тренировочной базы: кто выступает в роли заказчика, кто осуществляет контроль за вложениями, как рассчитывается возврат инвестиций, и так далее.

Важно сформировать единую непротиворечивую базу учебно-методических материалов. Исторически сложилось, что различные филиалы Концерна, учебно-тренировочные центры разрабатывают учебные пособия под собственные нужды. Ближайшая перспектива создания референтного «тиражируемого» энергоблока позволяет рассчитывать на создание единой учебно-методической базы для обучения. Однако следует опираться не только на собственный отраслевой опыт, но и учитывать специфику национальных стандартов инозаказчиков. Как минимум необходимо определить методологию решения этой задачи. 

Мы не одни

Следует учитывать имеющийся опыт зарубежных партнеров и конкурентов, уже прошедших через проблемы подготовки кадров для инозаказчика. Подобно тому как в EPC-контракте вместо того или иного российского оборудования может появиться зарубежное, услуга по обучению также может быть заказана у иного поставщика. Это означает, что нам необходимо искать возможности партнерства, обратив в первую очередь  внимание на европейские компании с опытом обучения работе на энергоблоках советского дизайна. С нашей стороны уже выстраиваются партнерские взаимоотношения с такими компаниями, например,  испанской компанией-провайдером обучения Tecnatom. 

Зарубежный заказ требует большей сплоченности от наших организаций, задействованных в процессе подготовке кадров. Необходимо выработать практику согласованного маневра имеющимися ресурсами, непротиворечивую коммерческую политику. Важно предельно упростить организационные барьеры, связанные с наличием разных юридических лиц, задействованных в решении задач обеспечения и предоставления образовательных услуг. 

Покой нам только снится

Наконец, задача, выходящая за круг проблем подготовки кадров – это обеспечить поддержание взаимоотношений после того как специалист подготовлен, получил лицензию и начал работать на энергоблоке. В среднесрочной перспективе наши завтрашние «студенты» выйдут на должности, связанные с принятием ответственных решений по выбору поставщиков услуг. В связи с этим необходимо поддержание рабочих контактов, информирование о наших возможностях, предложение новых услуг. 

Исторически сложилась следующая система: на уровне Госкорпорации обеспечивается вход на рынок, разворачивается создание ядерной инфраструктуры и строительство. Силами «Атомстройэкспорта» выполнялась подготовка на должность в рамках общего контракта на строительство и пуск энергоблока. Но далее подготовленные специалисты в основном оказывались предоставлены сами себе.

Когда спустя десять лет мы начали продвигать свои возможности по обслуживанию энергоблоков, поставкам запчастей, ремонту и т.п., выяснилось, что на зарубежных энергоблоках остается достаточное количество руководителей, проходивших обучение в России, лояльных к «Росатому» - но которые на протяжении долгих лет не получали каких-либо предложений с российской стороны.
Необходимо выстроить линии коммуникаций от первого контакта на весь многолетний цикл эксплуатации энергоблоков, вплоть до этапа бэк-энда.


РЭА. Ежемесячный журнал атомной энергетики России /#7. Статья "Обучение. Сеять разумное, доброе, безопасное".